Административная ответственность за нарушения законодательства о государственных закупках РБ

В настоящее время административную ответственность за нарушения законодательства о государственных закупках устанавливает часть 4 ст 11.16 КоАП.


К главным субъектам доказыванияпо делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 4 ст. 11.16 КоАП, относятся органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь и Министерства финансов Республики Беларусь, финансовые управления (отделы) местных исполнительных и распорядительных органов, а также органы Министерства торговли Республики Беларусь, областные и Минский городской исполнительные комитеты, районные, городские, исполнительные комитеты, администрации районов в городах, управления (отделы) торговли и услуг местных исполнительных и распорядительных органов.


Предмет доказыванияпо делам об административных правонарушениях, возникающих из правоотношений в сфере государственных закупок, составляет фактическая основа дела, т.е. обстоятельства, устанавливаемые уполномоченными органами в большинстве случаев в ходе непосредственного обнаружения правонарушения (проверок) и подпадающие под действие норм материального права, которые регулируют соответствующие материальные правоотношения (речь, в частности, идет о нормах Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012 года № 419-3 «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Закон о госзакупках)). А если вам нужна сертификация бытовой химии, то переходите по ссылке.


Объективная сторонаправонарушения выражается в совершении действий (бездействия), влекущих нарушение требований законодательства в сфере государственных закупок, а именно: — не предусмотренное законодательством ограничение доступа поставщиков (подрядчиков, исполнителей) к участию в процедуре государственной закупки, в том числе посредством несоблюдения правил размещения информации о таких закупках, иное нарушение порядка выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок:

- не предусмотренное законодательством ограничение доступа поставщиков (подрядчиков, исполнителей) к участию в процедуре государственной закупки, в том числе посредством несоблюдения правил размещения информации о таких закупках, иное нарушение порядка выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок;


- изменение условий договорадолжностным лицом заказчика (уполномоченной организации) или индивидуальным предпринимателем, которое влечет дополнительное расходование средств из республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов либо уменьшение количества закупаемых товаров (объема выполняемых работ, оказываемых услуг) или ухудшение их качества;


- уклонение руководителей государственных заказчиков от заключения государственного контрактана поставку товаров для государственных нужд, в случае когда его заключение является обязательным.


При применении части 4 ст. 11.16 КоАП необходимо учитывать, что КоАП разграничивает ответственность за использование юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем средств бюджета с нарушением законодательства (часть 2 ст. 11.16 КоАП) и ответственность за нарушение законодательства о государственных закупках, повлекшее дополнительное расходование средств бюджета (часть 4 ст. 11.16 КоАП). Кроме того, ст. 21.17 КоАП предусматривает административную ответственность за нарушение порядка проведения подрядных торгов на строительство объектов, а ст. 23.83 КоАП — за нарушение порядка проведения конкурсов и аукционов. Материалы проверки по указанным фактам, предусмотренным диспозицией части 4 ст. 11.16 КоАП, следует направлять в правоохранительные органы для вынесения правовой оценки (ст. 173 и 174 УПК).


Административное взыскание по части 4 ст. 11.16 КоАП налагается не позднее двух месяцев со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении проверки и разъяснении заявителю права возбудить в суде уголовное дело по частному обвинению либо о прекращении предварительного расследования по уголовному делу или уголовного преследования, но не позднее трех лет со дня совершения административного правонарушения. Меры административной ответственности по части 4 ст. 11.16 КоАП применяются за необеспечение размещения плана государственных закупок на сайте ИРУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» в сети Интернет, нарушение порядка размещения информации о процедуре закупки, осуществление закупок без проведения необходимых процедур, несвоевременное заключение договора поставки и др.


Рассмотрим примеры правонарушений, выявленных Комитетом государственного контроля Республики Беларусь.


Пример 1

В ходе выборочной проверки соблюдения требований законодательства при осуществлении государственных закупок товаров (работ, услуг) было установлено, что УО «Г» на момент проверки 9 августа 2013 г. (предписание о представлении документов) в нарушение положений абзаца первого п. 1, абзаца первого п. 2 ст. 18 Закона о госзакупках, п. 7 Положения о порядке размещения информации о государственных закупках и актов законодательства о государственных закупках на официальном сайте, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 августа 2012 г. № 778 (далее — постановление № 778), ; не разместило на официальном сайте годовой план государственных закупок на 2013 г. В соответствии с абзацем вторым части второй п. 10 названного Положения данный план следовало разместить на официальном сайте до 8 марта 2013 г.Также было установлено, что УО «Г» в мае 2013 г. в нарушение положений абзаца первого и второго ст. 49 Закона о госзакупках, подп. 1,5 п. 1 постановления № 778 осуществило государственную закупку за счет средств областного бюджета без проведения процедуры закупки — запроса ценовых предложений. В частности, УО «Г» провело работы по подготовке к отопительному сезону (чистка и промывка канализационных сетей, текущий ремонт и гидроиспытания системы отопления и водопровода, подготовка систем отопления к эксплуатации в осенне- зимний период) на сумму Вr96 млн 645 тыс. (966 базовых величин):


Пример 2

С 1 января 2013 г, со вступлением в силу Закона о госзакупках из законодательства, регулирующего отношения, возникающие в связи с осуществлением государственных закупок на территории Республики Беларусь, включая процесс выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) и заключения с ним договора на государственную закупку, исключена такая процедура, как оформление конкурентного листа. Однако УО «Г» в I квартале 2013 р. провело процедуру закупки с оформлением конкурентного листа, в то время как следовало провести процедуру запроса ценовых предложений с размещением информации на сайте ИРУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен».

В нарушение части второй п. 1 ст. 49 Закона о госзакупках, подп. 1.5 п. 1 постановления № 778, в соответствии с которыми при пороговом значении ориентировочной стоимости годовой потребности государственной закупки товаров (работ, услуг) от 300 до 1000 базовых величин применяется процедура запроса ценовых предложений,

8 января 2013 г. УО «Г» провело выбор поставщика комплектов ученической мебели стоимостью Вr 51,2 млн.

В силу части первой п. 8 вышеупомянутого Положения о порядке размещения информации о государственных закупках и актов законодательства о государствен­ных закупках на официальном сайте приглашения к участию в открытом конкурсе,

процедуре запроса ценовых предложений и сообщения о результатах таких процедур конкурсные документы, а также изменения и дополнения к ним, протоколы заседаний комиссий по вопросам открытия и отклонения предложений размещают на официальном сайте заказчики (организаторы). Решение о проведении процедуры закупки по выбору поставщика комплектов ученической мебели УО «Г» приняло 8 января 2013 г., ученическую мебель получило согласно договору от 8 января 2013 г. по товарно-транспортной накладной 11 января 2013 г.


Закупка, проведенная УО «Г» с нарушением части второй п. 1 ст. 49 Закона о госзакупках, подп. 1.5 п. 1 постановления № 778, в том числе с несоблюдением правил размещения информации о государственной закупке, повлекла ограничение доступа поставщиков к участию в процедуре закупки. Указанные нарушения допустил председатель конкурсной комиссии, который не разместил приглашение, не провел процедуру запроса ценовых предложений и тем самым не обеспечил проведение выбора поставщика при закупке мебели в соответствии с требованиями Закона о госзакупках и постановления № 778. Отсутствие на официальном сайте предложения для участия в процедуре запроса ценовых предложений по выбору поставщика ученической мебели подтверждала информация ИРУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен».


Пример 3

В ходе выборочной проверки процедур проведения государственных закупок выяснилось, что отдел образования при проведении электронного аукциона по го­сударственной закупке «Текущий ремонт кровли в государственных учреждениях образования» нарушил положение части второй подп. 1.7 п. 1 постановления № 778. Согласно данной норме при проведении электронных аукционов цены предложений участников, указанные в части первой, уменьшаются на 15 или 25 %2 для сравнения и оценки. При заключении договоров по результатам электронного аукциона его сумма была необоснованно увеличена на 15%, а именно:

- по лоту 1«Текущий ремонт кровли» ООО «Г» выступило с ценой предложения Вг 154 млн 240 тыс. (начальная цена электронного аукциона составляла Вг 16 млн), договор от 12 июля 2013 г. был заключен на сумму Вг 177 млн 376 тыс.;

- по лоту 2 «Текущий ремонт плоской рулонной мягкой кровли» ООО «Г» предложило цену Вг 148 млн 800 тыс. (начальная цена электронного аукциона составляла Вг 15 млн), договор от 12 июля 2013 г. был заключен на сумму Вг 171 млн 120 тыс.;

- по лоту 4 «Текущий ремонт зенитных фонарей и рулонной мягкой кровли» УП «Г» предложило цену, равную Вг 235 млн 170 тыс. (начальная цена электронного аукциона составляла Вг 27 млн), договор от 12 июля 2013 г. был заключен на сумму Вг 270 млн 445 тыс.


К проблемным вопросам применения мер административной ответственности в ряде случаев относится определение субъекта ответственности. Так, представляет сложность доказывание факта тождественности технических характеристик либо иных условий в задании на закупку исключительно характеристикам, указанным в предложении участника. Трудности вызывает и доказывание мотивов указания в задании на закупку технических и экономических характеристик, соответствующих только одному товару либо участнику.


В связи с этим Глава государства поставил задачу провести корректировку законодательства в целях персонификации ответственности за возможные негативные последствия, наступившие в результате процедур государственных закупок.


В настоящее время созданная Генеральной прокуратурой Республики Беларусь межведомственная рабочая группа подготовила новую редакцию части 4 ст. 11.16 КоАП, предусматривающую дифференцированную ответственность за формальные и материальные правонарушения и позволяющую расширить круг субъектов ответственности. Кроме того, в Закон о госзакупках подготовлены изменения, направленные на повышение уровня ответственности руководителя организации, председателя и членов конкурсных комиссий. Распределение обязанностей между членами комиссии при проведении процедур закупок будет способствовать установлению и привлечению к административной ответственности лиц, непосредственно допустивших нарушение.


В завершение отметим, что стоит уделить повышенное внимание разработке локальных нормативных правовых актов: конкретные права и обязанности можно определить в должностных инструкциях, контрактах, положении о конкурсной комиссии.

Добавить комментарий