Артист Леонид Быков биография

Мы страшно любим делить гениев: родился под Донецком — получай, Донецк, свой кусок; окончил школу в Краматорске — держи, дорогой; работал в Харькове — вот тебе, Харьков, что причитается. Так, Москва и Ленинград, не толкайте Барнаул, дождитесь своей очереди! Что значит «мало», Киев? Гений же не бесконечный, всем по чуть-чуть!

Да. Гений не бесконечный. В отличие от разыгранной нами ярмарки тщеславия. Но сколько бы мы не сидели с удочками над озерами чужой памяти, сколько бы ни выуживали оттуда мнимых сенсаций и загадок, гений навсегда останется недостижимым для наших кощунственных рук облаком. Зачем будоражить чужие жизни, если в наших силах нечто более благородное: светлая память.


«НИКАКИХ оркестров, Дома кино и надгробных речей, а то я встану и уйду — получится конфуз. Пусть кто-то один скажет слово «прощай», и все. Не надо цирка, называемого почестями. После этого «дерболызните» кто сколько может. А потом пусть 2-я эскадрилья врежет «Смуглянку» от начала и до конца...


Вы заметили, что режиссер я не по диплому, а по призванию? Даже свои похороны режиссирую. Спасибо и пока» (из завещания Леонида Быкова). А если вас интересуют радиостанции самары, то переходите по ссылке.

...Семнадцатилетний кучерявый пацан Ленька сидел и заворожено слушал, как советские летчики, возвращавшиеся с войны через Донбасс, пели «Смуглянку». Эх, как же он им завидовал! Леня и сам пытался поступить в летное училище, даже лишний год себе накинул, но экзаменационная комиссия его раскусила и предложила альтернативу: шагай, сказали, в парашютисты. Но куда там! Ленька хотел летать, а не прыгать. Пройдет тридцать лет, и режиссер Леонид Быков запечатлит свою жизнь на кинопленку, выложив зрителю все, как на духу: и про поющих солдат, и про друга детства — летчика Витьку Щедронова, погибшего на войне, и про Николая Алябьева, семья которого приютила Быковых в Барнауле, — кинокартина вместо громоздкого альбома с фотографиями, черно-белые кадры вместо вензельков, уголочков и подписей...

Он никогда не был в доску своим с душой нараспашку, в отличие от Максима Перепелицы, Алеши Акишина из «Добровольцев» или капитана Титаренко из «В бой идут одни старики». Актер и режиссер Леонид Быков не был похож на своих киногероев. Солнечный, остроумный и обаятельный, но весь в себе, с чуть заметной грустью в глазах. Таким его запомнили однокурсники по Харьковскому театральному институту. Будущее было размыто. Неуверенность пугала студентов, видящих, как актеры, окончившие институт, получают копейки от массовочных съемок. Что дальше — никто не знал. Но этот кудрявый парнишка с грустными глазами и исключительно обаятельной улыбкой нашел другой путь и стал первым харьковским студентом, которого пригласили на пробы в кино. Это была миниатюрная роль деревенского паренька в картине «Судьба Марины» — капля в море, но даже этой капли было достаточно, чтобы Леню заметили режиссеры. Пожалуй, именно с «Судьбы Марины» началась сценическая судьба Леонида Быкова.

Он работал в Харьковском театре имени Т. Г. Шевченко, то и дело меняя театральную сцену на московскую или ленинградскую съемочную площадку: «Укротительница тигров», «Максим Перепелица», «Алешкина любовь»...пока «Ленфильм» не предложил ему режиссерскую работу, о которой Быков давно мечтал. Что ж, пришла пора попрощаться с Харьковом ради чего-то большего — ради пробы пера, которая, вопреки надеждам, потерпела неудачу. Снятый окрыленным режиссером «Зайчик» критиков не впечатлил. И все бы ничего, да критики оказались беспощадны в своем вердикте: «Быкова к режиссуре не допускать». Жизненное меню не всегда потчует пряниками. Он перенес смертный приговор, выстоял похороны мечты и решил бежать куда подальше от творческого кризиса. «Уже почти год не снимаюсь. Не хочу. Отказался от девяти сценариев. Не хочу участвовать в лживых и антихудожественных вещах. Мне кажется, что я себя потерял, другого определения найти не могу. Хожу за зарплатой. Стыдно...» — писал Леонид в письмах своим друзьям, еще не подозревая, что мечта могущественнее реальности. А может ли быть иначе, если сама она — высшая реальность, душа сущего? Быков вернулся на родину, в Киев, и, не взирая ни на что, принялся за сценарий СВОЕГО фильма.


Виталий Попков — дважды Герой Советского Союза — рассказал как-то историю о своей эскадрилье, которая перед боем поднимала себе настроение музыкой — даже создала нечто вроде ансамбля. Это была как раз та самая ниточка, которую Леонид Быков ждал уже долгие годы. И, конечно, режиссер не упустил шанса за нее ухватиться: он написал киносценарий в соавторстве с Евгением Оноприенко и Александром Сацким и сразу же понес его на Киевскую киностудию. Но лестница, ведущая к цели, намного круче, чем кажется на первый взгляд: руководители киностудии нашли сценарий «слишком героическим» и ответили «нет». В прошлый раз это слово обратило Быкова в бегство. В прошлый раз, но только не теперь. Это был другой случай и уж точно другой Быков, из тех, кто лезет в окно, если его выгоняют за двери. Маэстро выучил самые яркие куски сценария и начал разъезжать по городам, давая театрализованные представления и оживляя на сцене эпизоды будущего фильма. Публика пришла в невообразимый восторг, в Киев стаями слетались телеграммы и открытки с просьбой дать Быкову добро. Леня взял свое: зеленый свет загорелся 38 лет назад — в 1972 году!

В Советском Союзе фильм про поющую эскадрилью собрал больше 40 миллионов зрителей и превратил «Смуглянку» в чуть ли не гимн советских летчиков. Колумбийцы, посмотрев «Стариков» в рамках программы кинофестиваля, аплодировали стоя, пока Быков курил одну за одной и расхаживал под пальмами, размышляя об отсутствии надежды на успех. Престижный Бакинский фестиваль в 1974 чуть было не принес картине победу, но как только Леонид Быков узнал, что соревнуется с «Калиной красной» Василия Шукшина, которую хотят зарубить киношные чиновники, тут же решительно отказался от приза: «В списке, где будет Василий Шукшин на первом месте, я почту за честь быть хоть сотым, — сказал он. — Ведь моя картина — рядовой фильм о войне, а его — настоящий прорыв в запретную зону». Первый приз тогда получила «Калина красная».

12 декабря этого года Леониду Быкову могло бы исполниться 82 года, если бы 11 апреля не исполнился 31 год со дня его трагической смерти. Возвращаясь на своей машине с дачи под Киевом, режиссер попал в страшную аварию. Он еще дышал, когда его привезли в больницу, но полученные травмы, к великому сожалению, оказались несовместимы с жизнью. На следующий день Маэстро не стало.

P. S. Несколько дней спустя Алексея Смирнова — знаменитого Федю из «Операции Ы..» и механика Макарыча из «Стариков» — выписали из больницы. Он поднял первый тост за друга и замечательного режиссера Леню Быкова. Кто-то еле слышно произнес: «Мы боялись вам сказать, но Быкова больше с нами нет...» Смирнов молча поставил рюмку, ушел в свою палату, лег на кровать и умер.

Добавить комментарий