Ремонт сплит-системы своими руками: основные поломки и способы их устранения

Неисправности домашних кондиционеров могут носить самый разный характер. Имея в своей структуре довольно сложные механизмы, такая аппаратура требует особого внимания со стороны пользователя. И, если оставить кондиционер без необходимого обслуживания, он очень скоро перестанет работать. Все поломки кондиционеров в общем виде можно классифицировать по следующим признакам:

  • механические – причины, связанные с поломкой внутренних механизмов устройства.
  • электрические – причины, связанные с отказом электроники.

Возможные причины

Одна из частых причин, вызывающих неисправность оборудования, – это банальный естественный износ. Например, утечка фреона. Кондиционер перестает нормально охлаждать воздух, продолжая включаться. Но причиной утечки фреона может быть и разгерметизированная фреоновая трасса. Не такой уж и редкий случай – несвоевременное, неполное обслуживание системы.

Вывод прост: кондиционер нужно заправлять и хотя бы раз в полгода приглашать представителей сервиса для диагностики системы.

Есть и другие причины неполадок.

  • Обмерзание крыльчаток. Если систему использовать при активном тепловом режиме, крыльчатки действительно начинают подмерзать. Вентилятор в итоге выходит из строя. Нужно заменить вентилятор в приборе, иначе проблему не решить. По той же причине может отказать пусковой конденсатор.
  • Поломка электросхемы. Эта причина может привести к тому, что прибор попросту не включится. Помочь может замена электроплаты. Но если это не помогло, нужно отдавать прибор в сервис.
  • Неправильно подобрана мощность. И эта причина также не является очень редкой. Если вы неправильно настроили кондиционер, то прибор будет работать с большой нагрузкой. Если приобретаете систему в хорошем магазине, специалисты подскажут, как рассчитать мощность. Но когда покупка обходится без этих подсчетов, не стоит пытаться самостоятельно просчитать мощность, если вы ничего в этом не понимаете. Обратитесь к мастерам: неправильный расчет быстро приведет к перегрузу устройства.
  • Неправильный температурный режим. Чтобы сплит-система работала безопасно, она должна укладываться в рамки определенных температурных значений. К примеру, предел минусовой температуры составляет -5 градусов Цельсия. Если же случилась нестандартная ситуация, прибегайте к функции «зимний пуск».
  • Некорректное использование в период межсезонья. Некоторые поломки случаются после зимы. Холодные ночи сменяются условно теплыми днями, и это приводит к возникновению конденсата. При минусовой температуре он намерзает, а при плюсе – опять размораживается. И каждое последующее включение сплит-системы нагружает конденсатор, потому и случаются эксплуатационные огрехи.

Убедитесь, что причина поломки определена точно и приступайте к исправлению. Многие неисправности можно убрать самостоятельно.

Более редкие неисправности

Среди таких выделяются: потеря связи между блоками, «глюки» индикаторной панели, выход из строя одного из вентиляторов, поломка платы управления или инверторного модуля.

Каждая такая неисправность также решаема. Но, они встречаются крайне редко, особенно при правильном использовании климатического оборудования. Если обслуживание проводится регулярно, то поломок можно избегать очень долгое время.

Своевременное обслуживание внутреннего и наружного блока значительно снижает риск возникновения неисправностей. Исправная техника позволяет долгое время наслаждаться комфортной температурой воздуха в помещении

Среднестатистический срок эксплуатации климатической техники без поломок составляет 7 лет. А грамотный уход за оборудованием позволяет продлить это время до 15 лет.

Устройство компрессора кондиционера автомобиля

Задача компрессора – обеспечить перемещение фреона по замкнутому контуру. После компрессора фреон попадает в конденсор, где благодаря обдуву воздухом, производимым вентилятором, он охлаждается, конденсируясь на трубках радиатора, меняя своё агрегатное состояние на жидкое. Проходя через ресивер, хладагент очищается от загрязнений и поступает в терморегулируемый вентиль, задача которого – дозировано впрыскивать фреон в испаритель. Это узел, который непосредственно отвечает за охлаждение салона. Здесь хладагент в виде аэрозоли охлаждается ещё больше, переходя в газообразное состояние. Рабочий орган испарителя – это радиатор, или система трубок. Контактируя с ними, фреон охлаждает их поверхность, а вентилятор сдувает холод назад в салон.

Хладагент же двигается дальше, находясь в достаточно охлаждённом состоянии, попадая обратно в компрессор. Таким образом, круг замыкается, обеспечивая непрерывное поступление холодного воздуха в салон автомобиля. Участок от компрессора до ТРВ называют магистралью высокого давления, область от испарителя до компрессора – зоной низкого давления. Рабочие параметры автокондиционера контролируют датчики: при избыточном давлении, которое возникает, например, когда автомобиль стоит в пробке, вентилятор включается на полную мощность, помогая конденсору выполнить свою работу – преобразовать газ в жидкость и тем самым разгрузить магистраль. Если это не помогает, срабатывает датчик аварийного давления, отключающий кондиционер.

Мы уже упоминали, что компрессор потребляет немало энергии, отнимая у силового агрегата порядка 5 – 15 лошадиных сил, и этот отбор мощности на слабых моторах весьма ощутимо сказывается на динамических характеристиках. Кроме того, работающий кондиционер становится причиной роста расхода топлива (до 1 литра на 100 км.), что заставляет многих водителей ездить с выключенной системой кондиционирования, несмотря на адскую жару. Понятно, что открытые окна при невысокой скорости движения малоэффективны, а при скоростной езде это мощный источник сквозняков. Так что если хочешь ездить с комфортом, нужно смириться с дополнительными расходами и снижением приёмистости двигателя.

Основные причины, провоцирующие поломки

Как уже было сказано выше, уход за техникой – залог ее нормального функционирования. Мы приведем наиболее распространенные ошибки пользователей, которые становятся причиной различных неисправностей кондиционеров.

Рекомендуем:  Как сделать кирпичную стену из штукатурки своими руками?

Загрязнение фильтра

Загрязнение внутреннего фильтра не только нарушает нормальную циркуляцию воздуха внутри системы, но и провоцирует сбои в работе холодильной аппаратуры, что приводит к накоплению льда на медных трубопроводах. Как следствие – капающая вода из корпуса устройства.

Промывать фильтры необходимо приблизительно раз в три недели. Для очистки системы от грязи необходимо промыть фильтры под проточной водой, просушить их и вернуть в исходное положение.

Утечка фреона

Даже при идеальной работе кондиционера утечка фреона неизбежна. Нормальным показателем утечки является 2-3%!в год, что эквивалентно 150 граммам. Чтобы не допустить поломку устройства, необходимо раз в 2-3 года проводить дозаправку, которая поднимет уровень фреона в системе до прежнего значения.

Однако существуют случаи, когда показатели утечки превышают установленные нормы. Основным признаком, характеризующим данную ситуацию, является образование льда и инея на специальных медных трубах, которые обеспечивают работу системы. Такая течь способна спровоцировать целый ряд механических неполадок.

Работа аппарата в зимнее время

Большинство моделей кондиционеров не адаптировано для работы в зимнее время. Температурный диапазон составляет от -7 до +40 градусов. Для работы в зимний период времени кондиционеру необходима специальная техническая подготовка.

Эксплуатация неподготовленного аппарата в зимнее время способна нарушить работу компрессора и дренажной системы. Вода, возникающая в ходе функционирования прибора, не сможет покидать систему вследствие замерзания дренажа. Следовательно, вся вода будет вытекать прямо в комнату, в которой установлен кондиционер.

Частые неполадки

Сплит-системы становятся все популярнее с каждым днем. Они позволяют стабильно держать оптимальную температуру воздуха в доме, отличаются доступной стоимостью и пользоваться ими можно в любой сезон. Ломается система не так часто, но так как подобные приборы все еще считаются новшеством, в случае неисправности владельцы не знают, что делать.

Небольшой ликбез, относящийся к работе системы, не будет лишним. Сама сплит-система представлена наружным компрессорно-конденсаторным блоком, а также испарительным агрегатом, считающимся внутренним блоком. К внешней части сплит-системы относят компрессор, конденсатор, вентилятор, плату управления, а еще четырехходовой клапан, фильтр и корпус. Внутренний же блок включает переднюю панель, фильтры, панели индикации, испаритель, вентилятор, управляющую плату, а также поддон для конденсата.

Работает система не без участия медных трубок, по которым перемещается фреон – хладагент системы.

В ходе эксплуатации фреон пребывает в двух состояниях – жидком и газообразном, потому медные трубки представлены несколькими диаметрами.

Рассмотрим самые частые неполадки в работе представленного механизма.

  • Не включается/не запускается сплит-система. Скорее всего, дело в дефекте электрокабеля. Если вы убедились, что в сети есть напряжение, то поломку следует искать в сетевой розетке, сетевой вилке или кабеле либо в разъемах питания (которые находятся на плате управления). Иногда случается так, что напряжения в сети не хватает для того, чтобы прибор действовал. Если сплит-система не работает, быть может, произошел перегруз внутридомовой сети.
  • Капает вода. Дело, вероятно, в засоре дренажного трубопровода. Если засор механического типа, то это из-за грязи, которая забилась в трубки. Если засор климатический, то это может быть зимой в случае промерзания отдельных частей трубопровода. Ледяные пробки – опасная и маловероятная, но все же возможная причина засора.
  • Неприятный запах. Эта внутренняя неполадка говорит о засоренном фильтре. Если вентилятор внутреннего блока издает отталкивающий запах, это может быть показателем размножения бактерий в устройстве. Иногда промывка фильтра не помогает, нужно заказывать комплексное обслуживание.
  • Не работает компрессор. У этой поломки несколько вариантов возникновения. Может выйти из строя сам компрессор, может поломаться термореле. Если же сломался конкретно компрессор, то самостоятельно его починить не удастся. Ремонтировать относительно легко можно только заклинивающий вал двигателя.
  • Быстро или сразу выключается. Если сплит-система при внешне нормальной работе стала быстро отключаться, это значит, что один из термодатчиков вышел из строя. Проверить работу датчиков можно мультиметром. Ремонт датчиков обходится недорого, потому такая проблема обычно решается быстро.

Случаются и поломки пульта – в этом случае нужно обращаться в сервисную службу. Если прибор еще на гарантии, вам заменят пульт. Если срок гарантии истек, подскажут, где его можно отремонтировать или купить новый.

Если кажется, что у сплит-системы есть какие-то неполадки, если вы не чувствуете, что она работает в полную мощность, проведите внешний осмотр. При необходимости вызывайте специалистов. Можно вспомнить, не случалось ли чего-то в недавнем времени, что могло вывести технику из строя.

Диагностика неисправностей в сплит системе

Перед тем, как заняться починкой сплит-системы, нужно приблизительно понять, где искать неисправность. Для этого существуют коды ошибок, которые высвечиваются на дисплее современной техники. Если климатическое устройство без дисплея, то об ошибке может свидетельствовать мигание индикаторного светодиода или будут раздаваться звуковые сигналы.

У каждого производителя техники собственные коды, свидетельствующие о неисправностях. Чтобы их расшифровать можно воспользоваться технической документацией к оборудованию. Расшифровку можно найти и в интернете, введя модель техники.

Знание кодов ошибок поможет сократить время поиска повреждений и попытаться справиться с ремонтом своими силами. Но если речь идет о серьезной неисправности, то здесь желательно обратиться к опытным специалистам. Они знают технику безопасности и у них есть контрольно-измерительные приборы для диагностики техники.

В таблице указаны некоторые коды ошибок. Современные сплит системы обладают функцией самодиагностики, что позволяет точнее определять причину и место неисправности

Поломка №1 — система не запускается

Вероятнее всего в этом случае есть повреждение электрического кабеля.

Если напряжение в сети есть, но компрессор, вентиляторы и приборы индикации не работают, то нужно искать проблему в следующих местах:

  • сетевой розетке;
  • кабеле и сетевой вилке;
  • разъемах питания на управляющей плате.
Рекомендуем:  8 эффективных способов удалить царапину с кожаного изделия

Чаще всего причина кроется в отсутствии напряжения, но бывает, напряжения в сети не достаточно для корректной работы устройства. Чаще всего это происходит из-за перегрузки внутридомовой сети. Если в розетке напряжение около 220 В, то следует прозвонить сетевой шнур с вилкой.

Сделать это можно с помощью мультиметра или простой «прозвонки». Кабель состоит из трех проводов. Повреждение одного из них может привести к прекращению подачи питания на плату и другие органы сплит-системы. Если кабель цел, то нужно проверять напряжение в месте его подведения.

Также причиной отсутствия подачи электроэнергии на технику могут служить севшие батарейки в пульте, неработающий пульт или кнопка включения оборудования.

У каждой неисправности есть своя причина. И чтобы её обнаружить необходимо соблюдать последовательный алгоритм действий. В диагностике электронных и электрических узлов техники мультиметры, лучшие помощники

Поломка №2 — капает вода

С этой малоприятной проблемой сталкиваются многие владельцы сплит-систем. Чаще всего она свидетельствует о засорении дренажного трубопровода.

Засор может быть двух типов:

  • механический – в трубки забивается грязь;
  • климатический – случается в холодное время года, когда некоторые участки трубопровода могут промерзать, вследствие чего образуются ледяные пробки.

Механические загрязнения бывают крайне редко. В этом случае нужно будет прибегнуть к ручной прочистке загрязнений, но можно использовать компрессор. Доступ к трубкам дренажной системы осуществляется в месте отвода жидкости.

Во втором случае нужно просто растопить промерзшие участки дренажного трубопровода. Для этой цели можно пользоваться промышленными или паяльными фенами, но при сильных морозах делать эту процедуру не рекомендуется.

Если ваша сплит-система не просто капает, а течет в комнату, рекомендуем ознакомиться с более детальной информацией о способах устранения подобной проблемы.

Поломка №3 — неприятный запах

Это свидетельствует о засоренном фильтре. Когда воздух, подаваемый вентилятором внутреннего блока обладает неприятным запахом, это говорит о начале размножения различных бактерий на поверхности загрязненного фильтра. Менять его нужно немедленно, чтобы он не привел к возникновению болезней.

Чтобы не допускать такого состояния техники, необходимо раз в две недели проводить сухую уборку внутреннего блока. Это касается не только наружной части оборудования, но и фильтров

Но, замена такого фильтра может не решить проблему с плохим запахом. Это связано с тем, что загрязнения уже могут находиться и на других частях внутреннего модуля. Поэтому, крайне желательно промыть основные детали или заказать комплексное обслуживание.

Поломка №4 — плохое охлаждение

Есть несколько разновидностей такой поломки. Рассмотрим ситуацию с плохим охлаждением, к которой добавляется капание воды. В этом случае главная причина кроется не столько в засорении дренажной системы, как в засорении фильтров (грубой или тонкой очистки).

Пыль не оседает на фильтрующем полотне, а наслаивается на поверхности испарителя. Это препятствует отдаче холода, из-за чего вентилятор и подает недостаточно охлажденный воздух. А вода капает из-за того, что трубки промерзают или грязь попала в дренаж. Первый случай наиболее частый.

Чтобы устранить самостоятельно эту неисправность, необходимо заняться чисткой фильтров. Чтобы полотно не деформировалось, нужно мыть его под струей холодной или теплой воды, но не горячей. Можно использовать специальные моющие средства или обеззараживающие вещества.

Пыль с трубопровода можно сдуть с помощью компрессора или пылесоса. Более тщательно загрязнения можно убрать, если полностью разобрать блок. Но, не рекомендуется это делать без должных навыков.

В случае, когда плохое охлаждение дополняется выключением компрессора, причина кроется в загрязнении наружного блока. Если за пределами помещения много пыли, пуха или находится рядом автотрасса, то радиатор и конденсатор достаточно быстро покроются слоем грязи. Это вызывает перегрев компрессора, что приводит к его отключению.

Наилучший доступ к наружному блоку сплит системы можно получить, если он установлен на первом этаже или на крыше. В других случаях обслуживать внешнюю часть техники проблематично

Недостаточное охлаждение является причиной затрудненного воздухообмена. Устранить это можно, убрав всю грязь с вентилятора, радиатора и конденсатора. Можно пользоваться мыльной водой и щеткой, а можно и современными моющими машинами, парогенераторами.

Главное – это безопасность во время проведения работ. Так как компрессорно-конденсаторный агрегат находится снаружи помещения, то для его очистки чаще всего придется пользоваться услугами промышленных альпинистов.

Если компрессор работает постоянно или с редкими выключениями, а охлаждение очень слабое, то это говорит о недостатке фреона в системе. Малое количество хладагента может объясняться двумя причинами: его утечка из-за механического повреждения трубопровода или естественное испарение.

Так как фреон – это газ, то ему свойственно испаряться даже из неработающей техники. Соответственно, правильным решением в этом случае будет заправить сплит-систему фреоном нужной марки. Узнать марку хладагента можно исходя из информации в технической документации к технике.

Фреон продается в специальных емкостях. Но, покупка хладагента – это полдела. Его еще нужно заправить в систему, не превышая необходимого объема. Существует несколько способов заправки и все они требуют наличия навыков и специальных инструментов.

Проще всего заправить сплит-систему фреоном, контролируя давление в трубопроводе. Это делается с помощью манометра. Рекомендуем ознакомиться с правилами самостоятельной заправки фреоном.

Самостоятельная замена фреона самый трудоемкий процесс для владельцев сплит систем. Чтобы сделать это правильно, желательно обладать профессиональным оборудованием

Когда трубопровод поврежден, то нужно найти неисправность. Иногда для этого придется разбирать оба блока, чтобы найти трещину или скол в трубках. Их можно запаять или заменить на новые, если повреждений много и трубки в плохом состоянии. После этого осуществляется дозаправка климатического устройства фреоном.

Поломка №5 — подача теплого воздуха

Если сплит не охлаждает, а наоборот – подает теплый воздух, это говорит о том, что фреон выкипает до попадания в испаритель. Выкипает он раньше по причине засора капиллярных трубок. Возникает разность давлений, вследствие чего хладагент отдает холод до вентилятора, а вентилятор подает теплый воздух.

Рекомендуем:  Как установить фартук из МДФ самостоятельно: советы и рекомендации

Компрессор при этом может работать более длительное время или вообще без выключения.

Капиллярные трубки изготовлены из меди, поэтому они отличаются гибкостью и восприимчивостью к деформациям. Это говорит о том, что нужно проводить мероприятия по прочистке крайне аккуратно

Решить эту проблему можно прочисткой засора или заменой капиллярных трубок. Чистится засор проще всего с помощью компрессора. Но, силы сжатого воздуха может не хватить, особенно, если засор полный или они множественные.

В этом случае можно прибегнуть к гидравлической чистке или промывке трубопровода специальными растворителями. Зачастую это помогает, но отнимает много времени. Проще заменить капиллярные трубки, но это дорогостоящая услуга.

Поломка №6 — подача горячего воздуха

Включенный режим обогрева при выборе функции охлаждения говорит только об одном: неисправен четырехходовой клапан. Именно от него и зависит смена режимов. Такая неисправность сплит-системы редкая, и её устранение возможно своими силами. Понадобится отыскать клапан.

Далее можно сделать следующее:

  • отремонтировать – в большинстве случаев он просто заклинивает и его работу можно возобновить;
  • заменить на новый;
  • удалить из системы – отпаяв его от техники удастся возобновить подачу холодного воздуха, но придется пожертвовать режимом обогрева.

В любом случае, не обязательно обращаться к мастеру, за исключением незнания техники безопасности и основных элементов сплит-систем.

Поломка №7 — компрессор не работает

Причин у этой неисправности несколько. Это может быть выход из строя самого компрессора, пробой или потеря емкости конденсаторов или поломка термореле.

Компрессор выполняет самую главную роль в климатической системе. От его исправности будет зависеть работоспособность всего оборудования. Поэтому недопустимы ситуации с перегревом компрессора

Самым проблемным случаем является выход из строя именно компрессора. Это достаточно сложное и дорогостоящее устройство, которое починить самостоятельно очень сложно. Даже мастера не всегда смогут помочь. Ремонт возможен только в случае, когда вал двигателя заклинивает. Его можно расклинить и возобновить работу.

Методы диагностики компрессора мы рассмотрели в этой публикации.

Но, чаще перегорают обмотки мотора – от перегрева, вибраций, скачков напряжения или механических воздействий. В этом случае поможет только замена компрессора на новый.

Также придется заново наполнить систему фреоном. Стоимость нового компрессора с доставкой, установкой и заправкой хладагента будет не на много ниже стоимости нового климатического устройства. Поэтому разумнее купить сплит-систему.

Бывает, что причина поломки кроется и не в компрессоре. Могут выйти из строя любой из конденсаторов или термореле, которые можно заменить. Стоят эти компоненты относительно дешево, а для замены не понадобится особых инструментов. Главное – правильно определить вышедший из строя элемент и заменить его на аналогичный.

Пусковые и рабочие конденсаторы выходят из строя достаточно редко. Они широко распространены в продаже. Главное выбрать компонент, рассчитанный на указанное напряжение и имеющий такую же емкость, как и поврежденный конденсатор

Конденсаторы и термореле могут иметь «подгары», в следствие плохого контакта или воздействия перепадов сетевого напряжения. Также конденсаторы могут иметь следы вздутия или потеков электролита.

Это первый признак неисправности. Если видимых следов поломки нет, то нужно каждый конденсатор проверить мультиметром.

Поломка №8 — малая длительность работы

Если сплит-система работает исправно, но быстро выключается,не достигая желаемой температуры воздуха в помещении, то это свидетельствует о выходе из строя одного из датчиков температуры.

В среднестатистической конструкции их три: во внутреннем блоке термистор и по одному термодатчику на испаритель и конденсатор. Поломка одного из них приводит к такой работе техники. Их легко проверить с помощью мультиметра. Стоят они дешево, а для замены понадобится только паяльник.

Диагностика неисправностей кондиционера

Однако, возможно засорение не только фильтров, но и других внутренностей кондиционера. Они тоже требуют периодической очистки, в противном случае возникают неприятные проблемы, одной из которых является протекание дренажа.

Дренажный трубопровод не застрахован от оседания мусора, что ведет к забиванию труб, вследствие чего жидкость, находящаяся во внутреннем блоке кондиционера, вытекает наружу, делая лужи на полу в комнате. Это крайне неприятное явление.

Устранить протечку можно, выполнив основательную прочистку дренажного канала (удалить из него посторонние частицы). В зимний период года протечка может появиться по причине забивания трубки ледяной пробкой. Чтобы устранить эту проблему, оптимальное решение – прочистить испаритель, или дополнительно заправить кондиционер фреоном.

Если кондиционер отказывается работать, не показывает реакцию на команды, которые подаются ему пультом дистанционного управления, то сначала проверьте, какое напряжение в электророзетке. Если потребуется изменение напряжения, воспользуйтесь специальным прибором – мультиметром.

Определение и диагностика неисправностей кондиционера.

Если мультиметр показывает, что в электрической сети напряжение, нормальное для того, чтобы устройство работало, значит, причина неисправности в другом. Для того, чтобы провести точную диагностику, вначале вытащите штепсельную розетку и полностью обесточьте климатическое оборудование.

По прошествии минуты включите кондиционер в сеть. Если ничего не изменилось, может быть, необходима замена батареек в пульте управления, что нетрудно сделать самостоятельно.

При работе через кондиционер пропускается большое количество воздуха, который не всегда бывает идеального качества. Поэтому нередко через довольно-таки непродолжительное время после установки новый кондиционер после включения в электросеть начинает источать неприятные запахи.

Причины могут быть разные, но чаще всего этот запах возникает от бактерий, скапливаемых на фильтрующих элементах кондиционера. Чтобы избавиться от этой проблемы, нужно обработать фильтры оборудования специальными антибактериальными средствами. Не исключена необходимость дополнительной обработки с помощью парогенератора радиаторов испарителя.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: